ТЕАТР ТЕНЕЙ Тень – романтично-таинственный образ, носящий сакраментальный характер сродни зеркалу. В некоторых языках, слова "тень" и "душа" идентичны, потому что во многих мифах, образ тени, - это второе "я", как египетский дух-двойник «ка». Образы восточного теневого театра играют роль визуальной поддержки повествования, этот принцип восприятия был положен в основу древневосточных настенных изображений Египта и Месопотамии. Глядя на изображения, зритель «слушал» чтение сакрального текста или вспоминал хорошо известную историю, - это и был в какой–то мере прототип театра теней. В архаической форме теневого театра тени на экране создавали жестами рук. Легенда относительно происхождения театра теней также пасмурно-романтичная: «Умерла жена китайского императора, он сильно по ней тосковал, и подданные придумали показать тень жены за ширмой». Так и появилась форма визуального искусства, датируемая примерно в двухсотым годом до нашей эры в эпоху императора Хань-Ву-ци. Но получил большое распространение при династии Сунь. Театр теней соединяет в себе три вида искусства — музыку (инструментальное или голосовое сопровождение), литературу (рассказы и сценарии), ремесло (изготовление кукол) или живопись (декорации и сами куклы) в одном. Потом тонкие полупрозрачные силуэты стали вырезать из кожи, чаще всего – ослиной. И первоначально, этот театр так и называли - "театр кукол из ослиной кожи". Позже фигурки стали изготовляться из всевозможных материалов - тонкой прозрачной кожи (козлиной, верблюжьей), бумаги или картона, могли быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, прикрепленных друг к другу. Высота куклы чаще всего 30 сантиметров, но бывают и большие, 70-сантиметровые. Эти фигурки прозвали марионетками. Сам по себе образ марионеток также издревле наделялся сакраментальным смыслом: "Человек - это марионетка, управляемая божеством", - утверждал древнегреческий философ Аристотель. А другой великий философ - Платон, беседуя с учениками, брал в руки марионетку и объяснял своим ученикам, что людьми, подобно марионетками, правят нити Добра и Зла, Добродетели и Пороки. Но слушаться нужно только одной нити - золотой нити разума. ("Золотой" называется нить, управляющая головой куклы.) Из чего можно заключить, что искусство это еще более древнее. Фигурки управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек. Силуэт в китайском театре теней выражает характер. Форма глаза, головы, поза регламентируется традицией и соответствует амплуа. Одна рука куклы, как правило, держит оружие или другой характерный атрибут, другая двигается. Силуэты китайского театра были, в отличие от силуэтов театров теней европейских подражателей, раскрашены. В китайском теневом театре техника демонстрации проекций несколько отличалась от техники европейских театров. В китайском театре проекции получают на прозрачном экране, освещая сзади кожаные силуэты. Зритель видит не только контур, но и нежный цвет. В китайском театре теней силуэты, проецируемые на экран, предназначены для разглядывания, поэтому они так затейливы по контуру и цвету. Зритель слушает историю, и в это время разглядывает проекцию на экране. Персонажи иллюстрируют исторический эпос, сцены популярных романов, сказаний, музыкальных сказов, легенд, сказок, преданий, которые были интересны и понятны простым китайским зрителям. Теневые куклы были очень дорогими. Иметь их могли позволить себе только богатые люди, и хранились они в комнатах, которые считались самым священным местом жилища. Комплект придворного теневого театра насчитывал до 600 теневых фигур. Представления театра теней проходили, как правило, ночью с заката до рассвета. В Индии на хорошо утрамбованной поляне на бамбуковых шестах ставился огромный экран. За экраном разжигался костер из скорлупы кокосовых орехов, по другую сторону, где-нибудь под манговым деревом, располагались зрители. Перед экраном садился рассказчик, и жители деревушки, затаив дыхание, слушали его рассказ о жизни богов и подвигах героев народных эпосов "Рамаяны" и "Махабхараты". Спектакль мог продолжаться много ночей подряд. И первоначально, детей на такие представления не пускали, а, мужчины и женщины смотрели их отдельно. Поломники переносили сказания о театре по всей Азии, так оно оказалось и в Монголии. С монгольскими войсками Чингиз-хана распространились на другие регионы Азии и Европы. Наивысшей формы театр теней достиг во времена Османской империи в Турции. Карагез "черный глаз" - герой турецкого театра теней был самым популярным. Прототипом Карагеза был вполне реальный турецкий кузнец, драчун и хулиган. Он жил в середине XIV века при дворе султана Орхана и работал на строительстве мечети. Очень любил поболтать со своим другом каменщиком Хадживатом. Они один за другим рассказывали друг другу анекдоты, поэтому работа шла очень медленно. Султан узнал об этом и решил казнить обоих. Не за анекдоты, а за плохую работу. И казнил, а потом раскаялся, но было поздно. Тогда, чтобы утешить султана, один из его приближенных вырезал теневые фигуры Карагеза и Хадживата и показал представление, в котором друзья снова, как живые, разыгрывали свои анекдоты. Говорят, это успокоило султана, и с тех пор спектакли с участием Карагеза игрались во всей Турции. Пьесы с ним играл один человек, которого называли карагезджи, он управлял теневыми фигурками и озвучивал по очереди всех персонажей, меняя при этом голос. В средние века в Испании выделилась 3-я форма тетра теней, когда некоторое время артистам было запрещено выходить на сцену, а выйти хотелось, они придумали выступать за ширмой. С тех пор, использование теней живых людей для показа спектакля стало называться испанскими тенями. В России в 1733 году упоминание о театре теней было в газете "Санкт-Петербургские ведомости": "Иные подражания позорищным играм делаются одною только тенью, которыя в темной камере на намазанную маслом бумагу наводится. И хотя таким способом показанныя фигуры ничего не говорят, однако ж от знаков и других показаний познавается, что оныя знаменуют. Сею тенью изображаются многия зело дивныя виды и их применения, что в других позорищных играх не так хорошо учиняться может". Единственный сейчас в России большой государственный Театр теней был организован в 1937 году при Музее детской книги и открылся он премьерой спектакля по роману "Тиль Уленшпигель" Шарля де Костера (один из моих любимых романов). Он работает и сегодня. Но в его репертуаре не только теневые спектакли, но и обыкновенные - кукольные. "Китайские тени" были распространены в Европе в XVIII и XIX веках. В 1767 году, перед Великой Французской революцией, из самого Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. И, здесь теневой театр так полюбили и много показывали, что он стал называться "французскими тенями". А самой большей славой пользовался в театр теней Доминика Серафена в Версале. Истории театра Серафина комментировали современность, выводили героев, типы которых были узнаваемы. Проецируемые силуэты поддерживали в этом театре не эпические повествования и даже не сказки, а своего рода анекдоты. В 1790 году, во время ожесточенной борьбы между разными фракциями внутри «Учредительного собрания» за конституцию, Серафин давал на злобу дня спектакль «Национальная федерация»; в 1793 году, после казни Людовика XVI, - спектакль «Яблоко для самой прекрасной, или Свержение трона». Интерес образованных европейцев к театру теней с его специфической формой повествования, опирающегося на лаконичные визуальные образы, был составной частью «салонного» интереса к фольклору. Незатейливое шоу Серафина за 2 года приелось придворным, и театр перебрался в Париж. Театр Серафина просуществовал до 1859 г, когда его наследники заменили тени объемными марионетками. Кроме Серафина, самым знаменитым театроведом теней последних лет Республики был бельгиец Этьен Гаспар Робер. Шоу Робера называлось «фантасмагория», что означает «коллекция призраков». Оно открылось в 1797 году, за два года до того, как Наполеон Бонапарт объявил себя диктатором и настал конец Республике, объявленной в ходе первых лет Революции. Жизнь в Париже постепенно становилась более спокойной и сытой. Массовые аресты и казни прекратились, война отодвинулась от границ Франции, в городе опять открылись светские салоны. Представление Робера проходило в развалинах монастыря капуцинок близ Вандомской площади. В ходе представления автор «являл» публике при помощи усовершенствованного «волшебного фонаря» «тени дорогих умерших»: Марата, Робеспьера, Дантона, Людовика XVI и Лавуазье, а также мифологических персонажей: Гебы, Минервы, Медузы Гаргоны. Не последнее место в шоу занимали Смерть с косой, Бродячий монах, персонаж популярного «готического романа» М.Г.Льюиса, и другие «макабрические» персонажи. Тени производили на публику неизгладимое впечатление. «Женщины падали в обморок, храбрые мужчины закрывали глаза». За пять лет существования шоу в стенах монастыря перебывал «весь Париж». В представлениях Робертсона, как он стал себя называть, визуальные образы играют более самостоятельную роль, чем в китайском театре теней. Большая часть волшебных фонарей, которые использовались для показа, были довольно мощными, и были поставлены на платформы с колесами, которые позволяли быстро и бесшумно перемещать их по специальным рельсам по направлению к экрану или от него. Стремительное и бесшумное перемещение фонаря создавало ощущение того, что образ надвигается на зрителей, летит к зрителям, приближается к ним «из глубин космоса». При приближении фонаря к экрану менялось фокусное расстояние. Для мгновенного исчезновения образа применялось устройство, именуемое «кошачий глаз» - заглушка с треугольным отверстием, закрывавшая источник света, и мгновенно погружавшая публику обратно в темноту. Следующим принципиальным для «Фантасмагории» решением был полупрозрачный экран, пропускавший цветное изображение и свет через ткань, как в китайском театре теней. В китайском театре свет проникает сквозь куклы-силуэты и сквозь экран. В «Фантасмагории», силуэты, изображенные на стеклянном слайде, окружались черным светоотражающим фоном, они воспринимались как полностью автономные, самостоятельно движущиеся объекты. Пикирующие на дам летучие мыши проецировались маленькими фонарями, которые держали в руках. В шоу могло быть задействовано одновременно около 10 фонарей. Струящиеся тени получались путем проекции на дым. Вызывание "призраков" сопровождалось шумовыми эффектами, которые широко использовались в театре того времени. Стремление к мрачным постановкам Робертсона объяснялось самой легендой (китайской) о возникновении театра теней. Здесь, образы театра символизировали важные для публики темы: погибшие в первые годы Революции политические деятели или персонажи любимых готических романов. «Ужасные» образы, созданные Робертсоном, оказались столь удачными, что надолго пережили шоу. Во время наполеоновских войн тайная полиция использовала эту технику, чтобы пугать дезертиров при попытках бегства из действующих частей. Они проецировали голову Медузы и Бродячего монаха ночью на деревья леса, чтобы напугать офицеров, пытавшихся самовольно оставить часть. Образы «фантасмагории» задали иконографию «макабрических» картинок для «домашнего» волшебного фонаря. По этой причине Робертсона считают родоначальником одного из основных жанров современного развлекательного кинематографа – т.е. фильмов ужасов. С 1885 г. в Париже существовало еще одно шоу, «которое заставило сбежаться весь Париж». На возрождение интереса к китайскому «театру теней» повлияла эстетика арт-нуво. Художник Анри Ривьер однажды сидел в кафе, слушал выступление певца, потом стал вырезать из салфеток и картона человечков и показывать иллюстрации к песням. Это всем так понравилось, что Анри Ривьер создал собственный театр теней. И вот на улице Виктор-Массэ неподалеку от Монмартра открылось кабаре «Ша нуар» (Черный кот), которое посещали многие художники и писатели, среди которых были Эмиль Золя и Эдгар Дега. Кабаре в те годы имело несколько иную репутацию, чем сегодня. Оно было альтернативой официальной светской культуре. В 1887 г. куплетисту Жюлю Жу пришло в голову проиллюстрировать свою песенку на злобу дня демонстрацией теней. Песенка была посвящена скандалу в правительстве из-за распределения орденов. Номеру сопутствовал колоссальный успех. Это навело администрацию на мысль о полном переходе кабаре на демонстрацию теней. В нем работали известные французские художники Каран де Аш, Анри Сомм и др. "Черный кот" стал большим театром: в представлениях участвовали 10-15 человек. Спектакли Ша Нуар предназначались для более искушенной публики. Показывали «Эпопею», посвященную Наполеону, «Искушение святого Антония», «Чрево Парижа» (жанровые сцены), «Сфинкс», «Поход к солнцу» (об англо-буррской войне). Огромное внимание Анри Ривьер уделял световым эффектам: для каждого спектакля изготовляли специальные цветные стекла. Тяжелые цинковые теневые фигуры передвигались с помощью сложных механизмов. Их возили по сцене на специальных рельсах. Спектакли театра теней кабаре режиссировались, как постановки «большого» театра. На экране сменяли друг друга не отдельные фигуры, как в классическом театре теней, а сцены, спланированные художниками. Театр просуществовал до 1897 г. Самым известным театром теней сейчас являются Яванские Вайанг-Кули: куклы из вощеной прозрачной бумаги на шарнирах, раскрашенные в различные цвета. Яванские теневые фигуры управляются артистами-кукольниками с помощью тростей и изготавливаются из шкуры буйвола. Шкуру долго выделывают в тонкую пластинку (1,5- 3 мм) желтого цвета, т.е. в пергамент. Потом над этой пластинкой работает мастер-резчик превращая ее в «ваянг» - теневую куклу. Эта профессия на Яве - одна из самых уважаемых. Резчики вырезают силуэты и покрывают их ажурной резьбой. Потом живописцы раскрашивают их, пользуясь только пятью красками: белой, желтой, синей, красной и черной. Затем куклы собираются: к ним приделываются руки, ноги и головы. И, наконец, к кукле прикрепляются трости управления. Таких кукол для одного представления нужно 100-150 штук.